«Общество состоит не из отдельных индивидов, а из связей между людьми. Как устанавливать эти связи - и учит школа»
- Вкладка 1
Всегда интересно поговорить с новым куратором. Как приняли решение приехать сюда в качестве куратора, и есть ли уже у вас опыт таких школ?
Нет, опыта таких школ у меня нет. Поэтому мне было интересно. То есть это, скажем так, авантюра – узнать что-то новое, попробовать себя в какой-то новой роли. Я не политик и не политолог, не участник и даже не зритель ток-шоу, которые тоже используют форму дебатов, хотя и в какой-то, может быть, уродливой своей ипостаси. С другой стороны, я социолог и как ученый обязан уметь аргументировать позицию, хотя немножко в другой форме – в форме письменных текстов. А здесь все по-другому. И это вызвало, конечно, огромный интерес.
Как прошел первый опыт подготовки к дебатам? И как решали для себя, какой подход использовать в работе с командой?
Мне досталась интересная группа. Очень самостоятельная, с одной стороны. А с другой стороны, разнородная и разнообразная. То есть кто-то уже имеет достаточно серьезный опыт таких дебатов и дискуссий, кто-то – нет. И у всех есть какое-то свое представление о том, как это должно быть. Так что в мои функции, скорее, включался уже менеджмент этой группы. Не думаю пока, что я достиг каких-то серьезных высот в этом. Тем не менее, так как мы в первый день победили, видимо, все было сделано правильно. Хотя есть еще куда стремиться. Ведь каждый день мы должны будем делать лучше, чем в предыдущий, чтобы закрепить этот успех новыми успехами. Надеюсь, что все получится.
А как ощущения от победы?
Ну, конечно, захлебываешься в эмоциях. Не знаешь до конца, как реагировать, с одной стороны. С другой стороны, успех всегда окрыляет.
При этом вы сидите в зале, ваша команда на сцене, сделать ничего нельзя. Тяжело ощущать, что вы ничем не можете помочь?
Ну, по крайней мере, для меня это становится личным переживанием. Ты сидишь в зале, действительно, ощущаешь свою беспомощность, не можешь подсказать нужный аргумент, хотя у тебя их тысяча в данный момент и каждый из них мог бы хорошо сработать. Но остается только надеяться, что то же самое придет в голову и участникам твоей команды. Иногда мы совпадаем, иногда нет. Но это уже другое дело. Поэтому остается только переживать и всяческими знаками подбадривать команду.
Было что-нибудь неожиданное, чего никак не ожидали от ребят?
В принципе, все, что было, было достаточно неожиданно. Во-первых, то, как хорошо организованы люди. Они быстро схватывают задачи, которые нужно выполнить, быстро делятся на группы, быстро включают в процесс новичков, которые сначала несколько вне – и эти люди тоже получают возможность вносить свой вклад, потому что они показывают, чем они могут помочь команде. И это быстро распознается и, соответственно, используется для общего блага, что прекрасно. Это удивляет. Во-вторых, группа большая – почти тридцать человек. И двум бывает достаточно сложно договориться, а тут – тридцать. И, тем не менее, все получается. Мне кажется, это достойно не только удивления, но и какого-то поощрения. В этом смысле я удивлен и несказанно рад этому.
Есть у вас как у нового куратора понимание, зачем нужна именно такая форма обучения – командные дебаты?
Как раз самое главное, что есть в этой форме, в этой игре, – это процесс. Не результат, не то количество баллов, которые мы получим, выиграем мы или нет. Этого хочется, конечно, но это не то, я надеюсь, ради чего это все задумывалось. Потому что именно в процессе люди учатся аргументировать, работать сообща. Это все очень важные навыки, которые, безусловно, помогут, где бы участники в будущем ни стали работать, в какой бы сфере себя ни нашли. Это нужно не только тем же самым политикам или юристам. Командная работа нужна любому члену нашего общества. Как социолог могу авторитетно сказать, что общество состоит не из отдельных индивидов, а из связей между людьми. И как устанавливать эти связи, как работать вместе, как вместе производить, собственно, это общество – я думаю, этому и учит школа.
А для вас как для социолога есть какие-то интересные наблюдения? Все-таки это другое поколение – чем-то они отличаются?
Те люди, которые отобраны для участия в школе, очень часто имеют четкую позицию по некоторым вопросам. Нет сомнения, что ли, иногда… Хотя, может быть, это нормально. Это свойственно как раз двадцатилетним юношам и девушкам – быть уверенными и даже радикальными в каких-то своих мнениях. Но, тем не менее, люди объединены общей повесткой, четко представляют себе свою позицию по поводу, по крайней мере, тех вопросов, которые мы обсуждаем. Это интересно и, наверное, хорошо. Но и плохо тоже. Плохо в том смысле, что для развития нужен конфликт. Я надеюсь, что наша работа покажет, что есть и конфликтные стороны и с ними нужно учиться работать, учиться переживать эти конфликты и оборачивать их в выгоду для себя и для всех.
А эта уверенность и некоторый максимализм разве не способствуют возникновению конфликта при столкновении с другим?
Пока что как раз конфликта нет, потому что они все стоят более-менее на одинаковых позициях и могут договориться. Но я надеюсь, что, действительно, появятся какие-то конфликтные стороны для того, чтобы научиться с ними работать.
Есть что-то такое, что лично вы хотели бы, чтобы они вынесли из всего этого – командной работы, выступлений, дебатов?
Я надеюсь, что они вынесут именно эту ценность самого процесса. Это важно даже для жизни в современной России, например, где очень многое нацелено на конечный результат. Скандал с Олимпиадой это показывает – неважно как, но мы должны выигрывать золотые медали. То, что могут быть пути, которые не совсем спортивны в смысле достижения этого результата, никого не интересует. Или в высшей школе сегодня тоже огромное количество требований направлено на конечный результат: больше статей, больше цитирований, Web of Science – нужно соблюдать какие-то формальные критерии. Но важность-то науки не в том, где будет опубликована статья, а в том, о чем она рассказывает, каков был, собственно, процесс этого исследования, к чему в итоге пришел исследователь. Я надеюсь, что именно это они поймут – важен процесс, а не результат.