«Не ожидал я таких чувств от нашей встречи». Работа победителя конкурса эссе
- Вкладка 1
Основная проблема межкультурных коммуникаций – сложные взаимоотношения «своего» и «чужого», а одна из основных исследовательских задач – выработка механизмов понимания своих собственных и иных ценностей, способов мышления. Понимание чужой традиции и культуры с ее иными представлениями о мире, ценностями, знаниями, взглядами – весьма сложный процесс. Но именно он делает возможным диалог между разными культурами.
Представьте себе человека из максимально чужого нам социума – обладающего другими ценностями, принципами, нормами, обычаями, символами, мифами, ритуалами. Наша жизнь показалась бы ему довольно странной. Опишите нас его глазами и, наоборот, своими собственными глазами этого чужака.
День 1
Чидженда
Сегодня к нам попали двое парней, им лет по двадцать всего. Ехали в Тулеар, но автобус сломался. Будут ждать, когда новый за ними приедет. Это дня на три точно.
Говорят, что из России, точнее – из Москвы. Смутно представляю, где это, но выглядят они очень бледными и уставшими. Наш язык совсем не знают, только по-английски говорят и по-французски худо-бедно лепечут. В деревне английский изучали только я и медик. Вызвался им помочь и провести экскурсию. Странные ребята, но, кажется, добрые. Кучу бесполезной аппаратуры с собой взяли: камеры, ноутбуки. Интересно, где заряжать их будут? Электричество нам уже лет пятнадцать обещают провести. Решил их пока не расстраивать…
Раздали пару мешков со всякой всячиной: конфетами, магнитиками и расписными деревянными куколками. Здорово, конечно, но лучше бы воды с собой взяли и одежды побольше привезли. Отвел их к нашему старосте, объяснил, что это туристы, здесь проездом. Он все понял, сказал сопровождать их и разместил у себя в гостевом доме – в самом лучшем доме. Повезло, так повезло! Договорились, что завтра покажу им окрестности.
Юра
Микроавтобус (читай «ржавый таз») из аэропорта довез нас только до маленькой мадагаскарской деревушки. Ломался по дороге раз пять. Я готовился к трудностям, поэтому переносил испытание стойко. А вот Васька не выдержал и на пятый раз давай кричать на водителя! Ругал его, и мать его тоже. Хорошо, что водитель не понимал совсем. Только улыбался беззубой улыбкой. От нее даже меня дрожь пробирала. Бог знает, что там у этого парня в голове творится. Вася под конец все же сдался и оставшуюся дорогу недовольно бурчал, пока автобус совсем не встал. Ох, не надо было ему со мной ехать, не надо.
В деревне встретила нас толпа, дети в основном, потом и взрослые подошли. Чувствовал себя, как лев в зоопарке: детишки тянут свои тоненькие ручонки к нам, а родители одергивают их и на руках подальше относят. Из местных только один человек по-английски говорит, да и то не разберу, что именно. В целом, встретили нас радушно. Везли с собой сувениры для друзей, но решили им отдать, задобрить, а то мало ли, съедят еще нас. Подаркам радовались, дети матрешек и «Аленку» растащили – налетели, как чайки. А взрослые больше одеждой интересовались. Мало мы футболок взяли, надо было еще слоган напечатать «Мадагаскар – наш». Но кто ж знал? Через три дня поедем дальше, а пока будем осваивать местность.
Мало мы с собой воды взяли, мало.
День 2
Чидженда
Кажется, гости начинают догадываться, что их телефоны скоро можно будет выбрасывать за ненадобностью. С каждым кустом фотографировались, потом бегали по деревне, искали розетки. Попытался объяснить им, что ближайшая розетка в 80 милях от нас, но, по-моему, они меня не поняли… Потом спросили про ближайший магазин и кафе. Ох, ребятки!
Водил их по лесу. Впервые видел, чтобы так радовались лемурам. Через два часа начали стонать от жары и усталости, через три – попросили устроить привал. Через три с половиной рванули в противоположную от деревни сторону – заметили удава. Бежал за ними и пытался успокоить. Это же удав! Что от него будет-то? Еле догнал и повел обратно в деревню.
На ужин пригласил к себе в гости и попросил мать приготовить праздничное блюдо. Утром вместе с Кифундри наловили рыбу. Ему пришельцы понравились. Правда, мы оба решили, что они немного того…
Юра
Думал, ночь не переживу. Какая-то живность постоянно ползает, звуки странные за окном доносятся. Ваське хорошо: выпил перед сном за начало приключений (как чувствовал) – и вырубился. Хоть храпом зверей отпугнет, что ли.
Встал пораньше, хотел первым встретить рассвет, чтобы вокруг – ни души. Вышел из хибары, в которой нас поселили (как они в этих условиях вообще живут?!), и вижу: проводник наш с уловом домой возвращается. Он что, спать не ложился совсем? Решил на глаза ему не попадаться лишний раз, не доверяю я ему что-то, да и слов его не разберу. Рыба подозрительная, и друг его тоже… Я, конечно, понимаю, что мы для них – диковина, но зачем же нас так пристально разглядывать?
Днем пошли в джунгли. Было и жутко, и красиво! Снимал на камеру все! Птицы и цветы яркие, даже глаз режет. Лемуры как в мультике! Хотелось погладить, но останавливала их резвость и чувство самосохранения. У нас если белка за палец тяпнет, придется десяток прививок от бешенства делать. Но белки скромные, их и встретишь-то одну на весь парк. Не то что этих лемуров. Бешенные. Скачут с ветки на ветку.
По зарослям гуляли несколько часов, выбились из сил. Решили передохнуть. Не тут-то было! Вася первый его увидел... Огромный такой, хищный. Смотрит прямо в душу. Не змей, а убийца! Мы бегом оттуда, Чидженде кричим, чтобы тоже убирался. А он хохочет! Руками машет и смеется! Ненормальный. Точно неадекватный.
Когда вернулись домой, Вася мне все высказал: «Да чтобы я! Да еще раз! Да в такую антисанитарию! Да тут же зверье!» Ругался Васька, конечно, куда выразительнее, но даже мой дневник покраснел бы от его слов. А если такие записи когда-нибудь прочли бы потомки, то я бы навеки испортил свою репутацию уважаемого слуги народа. Или ученого. Или бизнесмена – не решил еще. Из домика Вася выходить наотрез отказался. Объявил, что до приезда тарантайки он за порог и носа не покажет.
Вот же неподготовленный человек! Книжек не читал, что ли? Фильмов не видел? Я же предлагал ему вместе со мной цикл передач BBC посмотреть. Теперь буду сам исследовать джунгли.
Час назад зашел Чидженда пригласил на ужин. Уж не ту ли рыбу он нам скормить хочет? Возьму с собой бутылку продезинфицироваться.
От ужина Вася не отказался.
День 3
Чидженда
Вечер мы провели весело! Познакомил ребят со своей матерью. Они сначала настороженные какие-то были, есть отказывались, спрашивали про вилки-ложки. Сказал им, что мы руками едим и что приборы – это роскошь. Тогда Вася достал бутылку, полил жидкостью руки, потом выпил ее и принялся за еду. Юра отнекивался, но после третьего подношения жидкости ко рту как-то повеселел и тоже начал есть. Угощали и нас с Кифундри. Сказали, что это водка – национальный напиток. Во рту горело все. Но выпили мы ее быстро. Потом Вася сбегал в дом и принес вторую, уже темную жидкость. Назвал ее коньяком и сказал, что это – нектар богов.
Пели народные песни, пытались научить словам друг друга и подпевать. Потом Юра включил музыку, а Вася начал кружить мою мать! Думал, она еле на ногах стоять после такого будет, ан-нет! Сама потом Васю под руки взяла и показывала ему движения, а Кифундри взял ампунга и отбивал ритм.
А еще говорили о жизни и о любви. Юра описывал свою невесту и время, проведенное с ней, и искренне радовался, когда рисовал планы будущего совместного быта. Странно, конечно, слушать его рассказы, я и не поверил сначала, но он фото совместные показал, так что пришлось поверить парню. Видно, что любит ее очень. Дал слово, что привезет через пару лет уже как законную супругу знакомиться.
А я рассказывал о своей невесте. К сожалению, фотографии у меня нет. Я и сам хотел бы на нее хоть разок взглянуть, но еще рано. Уже через год, когда я стану настоящим мужчиной, построю дом и докажу свое право на создание семьи, мы сыграем свадьбу. Вася гоготал, когда слушал мою историю. Говорил, что, если очень хочется, у них для ускорения процесса есть какое-то магическое слово. Правда, оно, как и все заклинания, обычно оборачивается против тебя. Ритуал я не знаю, но звучит этот заговор так: «И-по-те-ка». Вслух его побоялся произносить, но на всякий слушаю запишу. Вдруг понадобится.
Посидели мы хорошо, конечно, но утро выдалось тяжелым. До сих пор в себя прийти не могу. Сегодня из дома не вышел бы, но обещал вчера Юре гору показать. Вечером точно лягу пораньше.
Юра
Ну и отожгли мы вчера! Чидженда и Кифундри славные малые! Я в них и не сомневался. Мать у Чидженды еще та «зажигалка». Плясала с Васькой всю ночь. Правда, мы выпили всю водку и почти не оставили коньяк. Теперь Тому нечего дарить. Но ничего, переживет. Ему в Лондон можно и по почте отправить, а парни отродясь алкоголь не видели, как их было оставить в неведении?
Еда была изумительная! Хотя мы и напряглись, когда услышали, что есть руками придется, и мне остроты в блюдах не хватало, но это мелочи. Экзотика все-таки.
О девушках заговорили как-то. Дикие люди! Думал, что это пережитки прошлого, но они до сих пор невест сами не выбирают, да еще и видеться не могут до свадьбы. Более того, даже жениться в идеале должны на каких-то своих родственниках, чтобы семья крепче была. Про инцест и вырождение здесь, по всей видимости, не слыхали. А когда я об Анюте заговорил, о том, сколько времени мы с ней проводим и как, у Чидженды, по-моему, волосы на голове зашевелились. Жаль мне парня – жизни совсем не знает.
Сейчас собираемся с Васей за ним зайти. Он нам про гору какую-то рассказывал и говорил, что нам там должно понравиться, раз мы так природой местной восхищаемся. Писать сегодня уже не буду. Опять гуляем допоздна!
День 4
Чидженда
Парни хорошие, но такими темпами они меня в могилу сведут. После похода отвел их к старосте и хотел уйти спать, но они меня принялись уговаривать. «Куда же ты? Мы завтра уедем, скорее всего. Надо попрощаться как следует!» Прощались мы часов шесть. Не знаю, что лучше: когда они скованными были, чувствовал себя некомфортно. Теперь они задушевные разговоры ведут, но уже страдает мое тело…
Днем приедет автобус. Юра приглашал к ним в Москву. Сказал, что на обратном пути они заглянут в деревню, чтобы или еще раз попрощаться, или же забрать меня с собой. Обещал билеты оплатить, у себя разместить. Пока думаю. Интересно же, что там, на другом конце Земли происходит?
Юра
О! Этот чудесный вид, который открывается с вершины! О боже! А какая растительность! Жаль, зарядка на всех устройствах села.
Я хотел бы здесь жить! А что? Сооружу себе домик, как-никак отец у меня строитель. Есть буду свежие фрукты, рыбу и рис. Аню сюда перевезу. Будем все время на свежем воздухе, а то она бледная совсем, изможденная.
Вчера на ужине у местного «главаря» предложил Чидженде с нами в Москву полететь. Затея, правда, бредовая (это я уже сейчас по трезвости понимаю), но, может, он и не откажется. Наверняка ему тоже хочется мир посмотреть. А он парень любопытный. Мы его, по-моему, напугали рассказами, но если решится все-таки, то по дороге в аэропорт возьмем его с собой.
Автобус уже приехал…
День 11
Юра
На курорте время летит незаметно! Твердо решил вернуться сюда с Аней и показать ей наш временный приют, познакомить их с Чиджендой и Кифундри. Если удастся уговорить, можем лет через пять переехать в бунгало. Было бы круто!
Поехали в аэропорт вместе с Томом, Элис и Джеком. Заскочили в деревушку. И… Чидженда согласен! Вася грузит его сумку в автобус. Элис немного напряжена. Но девушки – что с них взять?
Планирую нашу экскурсионную программу: кинотеатры обязательно! Потом Третьяковка. Красная площадь, само собой. В пару храмов бы его сводить, в мечеть и синагогу, пусть знакомится с религиями и архитектурой. В «Пропаганду». В Большой.
Ох, боюсь нам времени не хватит все обойти!
Блин. В аэропорту Чидженду завернули. У него же и документов нет нормальных. Мне кажется, он прослезился, когда услышал, что не полетит. Жаль парня! Обещал ему прилететь в ближайшие пару лет, навестить.
Чидженда
Сегодня мы снова увиделись с Васей и Юрой. Я долго колебался: отправляться в путешествие или нет? Наконец, решился. Пока ехали в автобусе, чувствовал себя неуютно. Друзья ребят смотрели на меня как на чудо. Все понять не могли, почему я знаю английский и как это я живу без телефона. Даже не так: откуда я знаю про телефон?! Рассказал им, что в детстве подрабатывал на курорте, а потом вернулся обратно в деревню ухаживать за матерью. Ведь как она без меня? После рассказа они, кажется, потеряли ко мне интерес. Но зато мне спокойнее стало без этого пристального внимания.
Слушал планы Юры и начинал потихоньку сомневаться в правильности своего решения. Если они за два дня меня измотали, то что же за неделю будет?! Сказал, что от нектара богов категорически отказываюсь, на что один из новых знакомых, Том, по-моему, презрительно фыркнул. Юра ответил, что мы еще обсудим этот вопрос.
В аэропорту я уже не знал, куда деваться. Самолеты я только издалека видел, представил, что буду в небе этой железной штуковине несколько часов лететь – и ноги подкосились. Уже хотел повернуть назад и выбежать из аэропорта, но Юра меня под локоть взял и принялся дальше о путешествии размышлять. Я готов был заплакать, но тут служащие аэропорта нас остановили. «Мы не имеем права допустить вас на борт самолета. У вас нет документов». Господи! В этот момент я разрыдался бы, настолько велико было мое счастье.
А вот Юра расстроился. Сказал, что привезет жену знакомить.
Да, так будет лучше!
День 5 521
Чидженда
Прошло почти 15 лет с тех пор, как порог моего дома переступил чужестранец. И вот сегодня в дверь постучал еще один белокожий человек, грузный и с неприятным лицом. Оно было настолько неприятным, что даже улыбка не украшала его, а наоборот, еще больше портила.
Наверное, я очень долго смотрел не него и не смог скрыть неприязнь, что он перестал улыбаться и просто сказал: «Привет, Чидженда! Видимо, не вспомнил ты своего старого приятеля. Юра я, Юра».
Я чуть не упал, настолько меня потрясло увиденное. Пятнадцать лет, пятнадцать лет! А от былого парнишки не осталось и следа. Только в глазах еще есть немного искорок, и те еле тлеют. Но больше в них усталости. И не той усталости, что была тогда у них с Васей после долгого перелета, не той, что возникает после тяжелого физического труда. Нет, эта усталость была вызвана презрением к миру, но, в первую очередь, презрением к себе. Такое выражение я часто видел в юности, пока работал в гостинице.
Юра совсем обрюзг и стал неповоротливым. Когда предложил ему прогуляться по лесу, вспомнить былое и поохотиться с телефоном на лемуров, он отказался. Заявил, что это удовольствие не по его душу. Что он ждет мягкой кровати и коктейлей у бассейна. Он стал большим человеком: зарабатывает миллионы, а еще пыхтит и обливается потом, когда приходится подниматься в гору.
Привез с собой жену. Она была намного моложе, и я понял, что это не Аня. Я не стал спрашивать, но за ужином Юра сам рассказал, что с Аней они разошлись, потому что она перестала его понимать и удовлетворять. Наверное, это все последствия того заклинания. Хорошо, что я не воспользовался им тогда. Те два года ожидания перед свадьбой – скромная плата за наше с Раматуа счастье.
Очень грустно было Юру увидеть. Не ожидал я таких чувств от нашей встречи. Ему тоже не по себе, думаю, стало, поэтому у нас он не задержался – поехал дальше в сторону курорта. Обещал еще заскочить как-нибудь.
Юра
Заехал сегодня в ту деревушку, куда нас с Васькой забросил случай. Видел Чидженду – ни капельки не изменился! Все-таки свежий воздух и физический труд творят чудеса! Даже наша продвинутая хирургия и косметология на такое не способны. Хотя, наверное, дело в генах…
Познакомился с его женой, но имени не запомнил: что-то похожее на «рататуй» по звучанию. Это та женщина, о которой он нам и рассказывал пятнадцать лет назад. М-да. Почти 15 лет с одной женщиной провести – ску-ко-та. Но его, кажется, все устраивает. Оно и неудивительно. Дикари.
Хотел романтики юношеской испытать, но зря приехал. Еще Лиза бухтеть начала. Не вернусь сюда больше. Ни к чему.